Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Идея постановки музыкального фильма по пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони «Слуга двух господ» пришла не к режиссеру, а к композитору – Александру Колкеру, который написал всю музыку к фильму. Поэт Ким Рыжов, с которым они давно работали в тандеме, взялся за сценарий, а потом они пригласили прослушать готовую музыкальную пьесу театрального режиссера Владимира Воробьева. И тот решил не поставить спектакль, а создать экранизацию на «Ленфильме». Изначальный сценарий позже дополнился сценами с фехтованием, драками и погонями, и музыкальная комедия получилась очень динамичной.
Борису Смолкину изначально предлагали главную роль, но досталась ему эпизодическая
Поиски актера на главную роль в музыкальной комедии были достаточно долгими – одним из требований были вокальные данные, поэтому в числе кандидатур на роль Труффальдино рассматривали Олега Даля и Бориса Смолкина, который успешно выступал на сцене Ленинградского Театра музыкальной комедии, которым на тот момент руководил режиссер фильма Владимир Воробьев. Поэтому у многих не возникало сомнений на тот счет, что главная роль достанется Борису Смолкину, с которым он давно работал. Тем более что большинство актеров для фильма он взял из своего театра. Смолкин действительно сыграл Труффальдино, но только в театре, спустя год после выхода фильма, а в комедии ему досталась эпизодическая роль.
Константин Райкин и Борис Смолкин в фильме *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Константин Райкин не был поющим артистом, к тому же в Ленинграде московского театрального актера на тот момент еще никто не знал. А тот факт, что он был сыном знаменитого Аркадия Райкина, многие восприняли в штыки – мол, «протаскивают» очередного избалованного «актерского сынка». Однако было у него и существенное преимущество – он был так органичен, подвижен и обладал такой пластикой и чувством ритма, что в этом ему не было равных. Поэтому режиссер Владимир Воробьев все же остановил свой выбор на Райкине, о чем ему не раз пришлось пожалеть в начале съемок.
Константин Райкин в роли Труффальдино
Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Словами из песни главного героя «А я смогу, а я упрямый, я – Труффальдино из Бергамо!» можно было бы охарактеризовать и самого Константина Райкина. Он сразу понял, что эту роль упустить не может, так как она идеально подходила его актерскому темпераменту. Однако с самого начала съемок отношения с режиссером не сложились, дело дошло даже до открытого конфликта. Райкин не раз просил Воробьева сменить тон в общении с ним и воздержаться от постоянных ядовитых замечаний по поводу и без в его адрес, но режиссер оставался достаточно жестким, в итоге актер пообещал «набить ему морду». После этого Райкин даже собрался оставить съемки. Ситуация осложнилась и резким неприятием его партнерши по съемочной площадке Натальи Гундаревой, что создавало очень напряженную атмосферу.
Наталья Гундарева в фильме *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Актерам по сценарию нужно было разыгрывать любовные отношения, а Гундарева открыто демонстрировала свою неприязнь к Райкину, хотя они учились на одном курсе в Щукинском училище. На тот момент Гундарева была уже известной актрисой, она могла себе позволить диктовать свои условия на съемочной площадке. Гундарева в категорической форме заявила о том, что с таким партнером сниматься не будет, – мол, единственное его достоинство – громкая фамилия отца. Она хотела, чтобы роль Труффальдино досталась актеру Виктору Павлову. Воробьев был очень строгим и требовательным режиссером и обычно никогда не шел на уступки актерам, но ради участия Гундаревой чуть было не согласился на ее условия.
Наталья Гундарева в фильме *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Константин Райкин в роли Труффальдино
Райкин признавался: «Рядом с ней можно было заболеть чувством собственной неполноценности, потому что она была прекрасна». Актер чуть было не пал духом окончательно, но когда Гундарева увидела его работу на съемочной площадке, она поняла, что ее отношение было предвзятым, и что сын действительно достоин своего знаменитого отца и получил эту роль абсолютно заслуженно. Конфликтная ситуация разрешилась сама собой: неприятие неожиданно переросло во взаимную симпатию и творческую гармонию и со стороны актрисы, и со стороны режиссера. Позже Воробьев ставил Райкина в пример другим актерам. А после выхода фильма Райкин наконец получил признание и любовь зрителей, и у многих до сих пор ассоциируется именно с Труффальдино.
Наталья Гундарева в фильме *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Роль Клариче досталась актрисе Театра музыкальной комедии Елене Дриацкой. Телезрители на тот момент ее не знали, зато хорошо помнили ее голос – ведь это она исполнила песни Констанции, Миледи и Кэт в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» и партии Дианы из «Собаки на сене». На роль Беатриче проходила пробы сама Людмила Гурченко, но утвердили актрису и певицу Валентину Кособуцкую, известную по фильму «Новогодние приключения Маши и Вити». Ей пришлось непросто, ведь в фильме ей нужно было сыграть и мужскую, и женскую роль – ее персонаж вначале появлялся в мужском костюме, а потом оказывалось, что это переодетая женщина. Но со всеми вокальными партиями обе актрисы справились блестяще.
Елена Дриацкая и Валентина Кособуцкая в фильме *Труффальдино из Бергамо*, 1976
Кадр из фильма *Труффальдино из Бергамо*, 1976
В отличие от своих коллег, ни Райкин, ни Гундарева петь не умели. Поэтому их партии озвучили другие актеры: Труффальдино пел голосом Михаила Боярского, а его возлюбленная Смеральдина – голосом Елены Дриацкой. Интересно то, что в свое время Владимир Воробьев отказался принять Боярского в труппу своего театра из-за того, что его голос показался режиссеру слишком сиплым. Актер не затаил обиды и согласился участвовать в работе над фильмом – по его признанию, главным аргументом «за» была гениальная музыка Колкера. В итоге пластичность Райкина и голос Боярского сделали образ Труффальдино завершенным и цельным.
Константин Райкин в роли Труффальдино
Требовательность Гундаревой была не проявлением капризного характера, а показателем высокого профессионализма и очень серьезного отношения к работе, ведь высокие требования она предъявляла в первую очередь к самой себе.