![](/uploads/tumb/img/201811/027_tumb_660.jpg)
К моменту начала съемок легендарной саги о Москве на счету режиссера Владимира Меньшова был всего один, правда вполне успешный, фильм — «Розыгрыш».
![](/uploads/tumb/img/201811/233124_tumb_660.jpg)
Любопытный факт: когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор перед приходом Александры, «сетку» на экране сопровождает вальс из кинофильма «Розыгрыш» — предыдущей режиссерской работы Владимира Меньшова. Подобный прием используется и в следующем фильме Меньшова «Любовь и голуби», где по телевизору показывают фрагмент из фильма «Москва слезам не верит», и далее, в фильме «Зависть богов», где герои смотрят в кинотеатре ленту «Москва слезам не верит».
![](/uploads/tumb/img/201811/1850511_900_tumb_660.jpg)
Сценарий для будущей оскароносной картины писатель Валентин Черных создал в рамках конкурса сценариев о Москве. Историю о трех подругах, приехавших покорять Москву из провинции, писатель придумал всего за 19 дней. Он торопился, потому что не укладывался в сроки, оговоренные условиями конкурса. И на стадии замысла работа называлась «Дважды солгавшая». А за образами главных героинь скрывались реальные люди. Сам Валентин Черных позже говорил: «Людмила, Александра, Катерина — это все тетки моей матери. И характеры очень похожи».
![](/uploads/tumb/img/201811/037_tumb_660.jpg)
Почти сразу сценарий был куплен киностудией «Мосфильм». Жена Валентина Черных Людмила предложила в качестве режиссера Владимира Меньшова.
![](/uploads/tumb/img/201811/ussr_movies_02871_027_tumb_660.jpg)
От работы над фильмом Владимир Меньшов сначала хотел отказаться, но его заинтересовал оригинальный сценарный ход, который стал логическим и сюжетным разделителем фильма на две серии-части: главная героиня засыпает молодой девушкой с неустроенной судьбой, а просыпается от звонка будильника уже зрелой и успешной женщиной.
![](/uploads/tumb/img/201811/1322065130_fb625fda77bbfd5bec4ac45580a3d81a_tumb_660.jpg)
Вот только кроме временного прыжка с будильником, да еще аферы с профессорской квартирой, в сценарии молодому режиссеру не понравилось практически ничего. Не понравился он и друзьям режиссера, большинство советовали не снимать этот фильм — сюжет посчитали немодным. И даже его жена, будущая исполнительница главной роли в фильме, прочитав его, сказала: «Ну и мура!»
![](/uploads/tumb/img/201811/047_1541668470_tumb_660.jpg)
Прежде чем приступить к съемкам, Владимир Меньшов предложил Валентину Черных сделать несколько («в количестве 44-х») изменений в сценарии. Но драматург, согласившись с необходимостью внесения поправок, отказался от дальнейшей работы над литературной основой картины. И Меньшов, которого так сильно увлекла идея с будильником, взялся за дело сам. В течение полутора лет он переписывал, искал — в итоге сценарий вырос до двух серий.
![](/uploads/tumb/img/201811/067_tumb_660.jpg)
Изменено было многое — от спившегося хоккеиста Гурина до профессии Гоши (по сценарию он был не «слесарь-интеллигент», а электросварщик на стройке). В итоге сценарий увеличился на треть. А мы получили фильм, который до сих пор с удовольствием смотрят миллионы зрителей.