Для начала стоит отметить, что картина «Богемская рапсодия», снова пробудившая интерес к творчеству «Queen» и Фредди Меркьюри, на своём пути к зрителю преодолела немало препятствий. И это даже как-то символично, что фильм о жизни весьма скандальной личности создавался в такой богемной атмосфере распада и истерии. Впервые об экранизации истории группы «Queen» Брайан Мэй заявил ещё в 2010 году, тогда на роль Фредди Меркьюри планировался британский комик Саша Барон Коэн. Однако через пару лет он покинул проект, сославшись на творческие разногласия с авторами, которые хотели сделать картину для семейного просмотра. Позже на роль легендарного рок-исполнителя пригласили ещё одного британца – Бена Уишоу, но и он долго не продержался.
В конце 2015 года продюсеры фильма – Джим Бич и Роберт де Ниро, окончательно определились с названием фильма – «Богемская рапсодия». Режиссёром стал Брайан Сингер, а исполнителем главной роли – египтянин по происхождению Рами Малек.
Осенью 2017 года начались съёмки фильма, причём с финальной сцены – выступления группы «Queen» на одном из самых знаменитых фестивалей в истории – «Live Aid». Поскольку стадиона «Уэмбли» образца 1985 года уже не существовало, на лётном поле на севере Лондона была возведена его точная копия. Когда организатор этого благотворительного концерта – Боб Гелдоф, посетил место съёмок, он был поражён точностью реконструкции.
Но, как оказалось, скандалы и разные сложности сопровождали «Богемскую рапсодию» и после начала съёмок. Брайан Сингер, который сейчас погряз в судебных разбирательствах по поводу сексуальных домогательств, постоянно конфликтовал на съёмочной площадке с Рами Малеком. Кроме того, режиссёр позволял себе прочие богемные выходки, например, вообще не являлся на съёмки или всерьёз «задерживался». В результате продюсеры приняли решение об его отстранении, и в декабре 2017 года режиссёрское кресло занял британец Декстер Флетчер, более известный как актёр. Именно он и снял большую часть картины, однако по правилам Гильдии кинорежиссёров США (а фильм совместного производства Великобритании и США) в титрах может быть указан только один режиссёр. Поэтому в финальном варианте «Богемской рапсодии» режиссёром значится Сингер, а Флетчер записан в исполнительные продюсеры.
Круче их музыки только их история
Над сценарием фильма «Богемская рапсодия» работал новозеландец Энтони МакКартен, который номинировался на «Оскар» за сценарии к фильмам «Вселенная Стивена Хокинга» (2015) и «Тёмные времена» (2018). Ему помогал не менее именитый британский коллега – Питер Морган, претендовавший на награду Американской киноакадемии за фильмы «Королева» (2007) и «Фрост против Никсона» (2009).
Продюсеры фильма не ставили перед сценаристами задачу документально воссоздать историю группы «Queen», поэтому в «Богемской рапсодии» немало художественных трактовок и отступлений от реальных событий. Но главное, что хотели передать создатели фильма – это атмосферу времени, дух легендарной британской рок-группы и, конечно же, многогранность и глубину личности Фредди Меркьюри. Как свидетельствуют многочисленные награды, которые уже завоевала картина, а также очень солидный бокс-офис (более 820 миллионов долларов при бюджете 52 миллиона), им это удалось.
Сюжет фильма «Богемская рапсодия» охватывает период с 1970 по 1985 год. Именно в 1970 году Фаррух Булсара, студент-дизайнер и грузчик багажа в аэропорту, становится вокалистом группы «Smile», в которой уже состоят Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Фаррух берёт себе сценический псевдоним Фредди Меркьюри, а новый коллектив с подачи вокалиста получает название «Queen», записывает первое демо и начинает гастрольную деятельность по Великобритании.
Особое внимание в картине уделяется становлению группы и процессу создания самых известных хитов, в том числе и легендарной «Богемской рапсодии» (1975). Авторы фильма всё время пытаются показать вклад каждого участника группы, но на экране, как и в реальной жизни, всё это меркнет на фоне невероятной харизмы Фредди Меркьюри, очень точно переданной Рами Малеком. Он стремился не только внешне соответствовать своему персонажу: носил пластинку на зубах, изучал фирменные движения Фредди, но и попытался проникнуть в психологию своего героя, одну из самых неоднозначных личностей своего времени.
Историческая основа картины
Талантливый и целеустремлённый, эгоистичный и капризный, богемный и наглый, одинокий и испуганный – всю эту палитру, присущую Меркьюри, да и вообще любой гениальной личности, Рами Малек и авторы фильма и пытались передать зрителю. Да, это не документальный фильм, а художественная интерпретация, но в то же время «Богемская рапсодия» является очень хорошо подготовленной картиной. Убедиться в этом можно, например, благодаря специальному видео, в котором сравниваются сцены из фильма с реальными выступлениями «Queen».
Кроме того официальный саундтрек «Богемской рапсодии» содержит не только хиты «Queen», прозвучавшие в фильме, но и 11 ранее неизданных записей, в том числе пять треков из выступления на «Live Aid».
Кстати, о легендарном фестивале. Он состоялся 13 июля 1985 года и был организован британскими музыкантами Бобом Гелдофом и Миджем Юром с целью сбора средств для помощи пострадавшим от страшного голода в Эфиопии 1984-1985 годов. Основными площадками стали стадион «Уэмбли» в Лондоне, вместивший 82 тысяч человек, и Стадион имени Джона Кеннеди в Филадельфии, куда пришло 99 тысяч зрителей. Для этого события была организована одна из самых значительных спутниковых телетрансляций в истории: порядка 1,9 миллиарда человек более чем в 150 странах смотрели мероприятие в прямом эфире.
Выступление «Queen» на фестивале «Live Aid», как и показано в фильме «Богемская рапсодия», стало самым популярным в истории группы, самым знаковым. Британцы исполнили на «Уэмбли» шесть композиций, а ещё одну Фредди Меркьюри и Брайан Мэй в дуэте представили в финальной части фестиваля. После выхода на экраны картины «Богемская рапсодия» этот концерт, как и прочие выступления группы, снова привлекли внимание зрителя.
И ещё один исторический факт. В фильме Фаррух Булсара, встречаясь с музыкантами группы «Smile», демонстрирует свой голос и объясняет объёмность его звучания необычным строением своей челюсти. На самом деле учёные так до конца и не разгадали его секрет, но в одном они сходятся: это действительно уникальный голос. Певческий голос вокалиста «Queen» находится в диапазоне от фа-диеза большой октавы до соль второй октавы (92,2-784 Гц), что отвечает средним значениям у профессиональных баритонов, но он в то же время мог подняться и до тенора. Но самое интересное, что для голоса Фредди характерна высокая частота модуляции. Это позволяло ему исполнять высокочастотное вибрато, а также петь с обертонами, которые встречаются, например, в тувинском горловом пении.
Наиболее часто претензии по поводу недостоверности событий в фильме касаются линии сексуальной идентификации Фредди Меркьюри, его взаимоотношения с другими участниками группы, а также истории создания некоторых знаковых композиций. Например, многие сетуют на то, что в «Богемской рапсодии» не нашёл отражение один важный факт, а именно сотрудничество с ещё одной иконой рок-музыки – Дэвидом Боуи.
В фильме есть сцена, в которой бас-гитарист – Джон Дикон (Джо Маццелло), проигрывает отрывок, ставший основой композиции «Under pressure». На самом деле песня была написана Фредди Меркьюри, а знаменитый басовый проигрыш придумал и развил Дэвид Боуи. Музыкант случайно столкнулся с «Queen» во время их работы в студии звукозаписи. Подогретые вином и прочими препаратами, музыканты устроили совместную 24-часовую сессию, завершившуюся созданием хита. И хотя финальный вариант отличался от того, что «Queen» и Боуи создали вместе, первая запись осталась в архивах рок-музыки.
Как видим, не так уж важно, насколько точно фильм «Богемская рапсодия» передаёт исторические события, главное, что он пробуждает интерес зрителя не только к личности Фредди Меркьюри и других участников «Queen», но и музыки в целом. И, конечно же, в очень многих сердцах картина всколыхнёт тёплую волну ностальгии.
Автор: Элеонора Синдеева