Пять гендеров и две души: решение полового вопроса у индейцев

Когда европейцы столкнулись с коренным населением Американского континента, они были растеряны. Люди, которых они встретили, не только разительно отличались от них внешне, но и имели абсолютно другой взгляд на окружающий мир и на саму природу человека. У пришельцев, воспитанных в христианской морали, вызывало шок многое и особенно то, как индейцы относились к гендерному вопросу.

Уникальная культура!

Известный американский художник XIX века Джордж Кэтлин, известный своими замечательными портретами индейцев разных племен, провел среди коренного населения Северной Америки немало времени. Несмотря на это, он так и не понял и не принял терпимость индейцев в вопросах пола.

Эта традиция должна быть полностью уничтожена, пока еще никто не догадался ее изучить и описать.

Так воинственно отозвался о гендерных понятиях творческий человек, взгляды которого в те времена считали вполне прогрессивными. Что же возмутило живописца в отношении индейцев к вопросам пола и сексуальности в целом?

Индейцы отличались от жителей Европы тем, что у них не было деления на мужские и женские дела. Каждый член племени выполнял ту работу, которую мог в данный момент выполнить лучше и которая была ему по нраву. Основной акцент делался на благе, которое человек приносил своей семье и всей общине.

С точки зрения гендера индейцы делили людей на пять категорий: мужчина, женщина, мужчина с двумя душами, женщина с двумя душами и трансгендер. Людьми с двумя душами коренные жители Америки называли тех, кто имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Мы сформулировали это так, но на самом деле у индейцев любые формы проявления сексуальности считались нормой и никого не преследовали за половые предпочтения.

У всех племен континента существовали свои особые названия для людей с двумя душами. Навахо называли их Nadleehi, что означает «изменившиеся», шайенны — Hemaneh, то есть «полумужчина-полуженщина», а лакота — Winkte, или «мужчина, ведущий себя по-женски».

Существовали и десятки других формулировок, для которых было характерно одно — уважение к выбору человека. Европейцы выбрали для себя один термин — универсальный и с их точки зрения наиболее подходящий — «двудушные».

Разумеется, у пришельцев из стран, где многие века процветало христианство, любое проявление гомосексуальности у местного населения порицалось и считалось болезнью или как минимум отклонением. Для индейцев это выглядело иначе — они считали, что люди с двумя душами лучше обычных, так как способны смотреть на мир, с точки зрения мужчин и женщин.

Большинство народов Нового Света считали, что гендер заложен в человеке Творцом, еще до того, как тот попадет на землю. Индейцы сиу считали, что прежде чем родиться, бесполый индивидуум предстает перед высшим созидающим духом.

В одной руке божество держит лук и стрелы, а в другой — детскую колыбель. Творец сам решает кому какой предмет отдать и, хотя чаще всего лук получают мужчины, иногда бог рассуждает по-своему и выдает своим детям то, что ему кажется нужным. Таким образом, индейцы были уверены, что пол определяется свыше и это есть великий божественный замысел.

Для коренного населения Америки не был характерен стыд за проявление любви и сексуальности к кому-либо. В оценке каждого человека главенствующую роль играли его человеческие качества и, разумеется, польза, которую он приносил племени.

Реклама

К детям индейцы относились одинаково — и мальчиков, и девочек одевали в похожую одежду и давали им одни и те же поручения по хозяйству. То, кем они себя чувствуют и как намерены жить дальше, дети сообщали своим родным, когда сами были готовы принять такое решение.

Из «двудушных» всегда получались лучшие шаманы, провидцы, целители и музыканты. Женщины, имевшие второй, мужской дух, нередко были отважными воинами и умелыми охотниками. Наиболее известным примером такого человека является Ош-Тиш, индеец из племени лакота, живший во второй половине XIX века.

В переводе с языка лакота имя Ош-Тиш означает «тот, кто находит и убивает». Этот индеец родился мужчиной, был женат на женщине и прославился как бесстрашный воин и удачливый охотник. Ош-Тиш был очень уважаемым человеком в своем племени, несмотря на то, что одевался как женщина и в повседневной жизни вел себя как обычная индейская скво.

Ош-Тиш и его супруга

Европейцы, придя в поселок Ош-Тиша, стали высмеивать его и настаивать, чтобы индеец начал вести себя как мужчина. Соплеменники трансгендера не оценили благие порывы заморских гостей и потребовали оставить воина в покое и дать ему жить той жизнью, которую он выбрал для себя сам.

Еще одним «двудушным», имя которого сохранила история, был индеец по имени Ве-Ва, живший в то же время что и Ош-Тиш. Он родился мужчиной, но с самого детства считал себя женщиной, поэтому к нему все относились как к даме.

Среди своих соплеменников Ве-Ва выделялся острым умом, житейской мудростью и любознательностью, поэтому не удивительно, что именно его выбрали официальным представителем племени в Вашингтоне. Несмотря на высокую должность, индеец не изменил своим принципам и на всех портретах и снимках предстает в женском облачении.

Индеец Ве-Ва

Источник

Читайте Также

ещё больше интересных новостей: