2001 год: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey, 1968
Режиссер — Стэнли Кубрик
Важная веха в развитии кинофантастики: тщательно выстроенные декорации «Космической одиссеи» показывают, что реалистичное погружение в неизведанный и удивительный мир возможно и без компьютерных спецэффектов. А отсылки к этому фильму можно встретить более чем в 500 картинах, созданных в самых разных странах.
8 с половиной
81/2, 1963
Режиссер — Федерико Феллини
Лучшая картина в творчестве культового режиссера Федерико Феллини считается также одним из величайших фильмов в истории кино. Андрей Тарковский о своих впечатлениях: «В нём глубина и утончённость замысла соединились с простотой и демократичностью формального выражения, с той органичностью формы, когда всё открылось нам так, как было задумано автором».
Крестный отец
The Godfather, 1972
Режиссер — Фрэнсис Форд Коппола
Криминальная сага о сицилийской мафии в Нью-Йорке занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа, составленного Американским институтом киноискусства. И, что важно, в своих оценках этому фильму совпадают и зрители, и кинокритики, ищущие в картинах совсем разных впечатлений.
Малыш
The Kid, 1921
Режиссер — Чарльз Чаплин
Первая полнометражная режиссерская работа легендарного Чарли Чаплина, который показал, что его стиль работы годится не только для смешных короткометражек, но и для серьезного трагикомического сюжета.
Психо
Psycho, 1960
Режиссер — Альфред Хичкок
Психологический хоррор Хичкока произвел на публику неизгладимое впечатление. Этому способствовал не только сильный сюжет, но и меры предосторожности: режиссер, работая над фильмом, постарался скупить как можно больше экземпляров книги, по которой ставилась картина, чтобы концовку знало как можно меньше людей.
Токийская повесть
Tokyo Story, 1953
Режиссер — Ясудзиро Одзу
Фильм японца Ясудзиро Одзу признали самым гениальным произведением мирового кинематографа в результате опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.
Побег из Шоушенка
The Shawshank Redemption, 1994
Режиссер — Фрэнк Дарабонт
История о несгибаемой воле и целеустремленности Энди Дюфрейна на протяжении последних десяти лет возглавляет списки лучших фильмов всех времен по всему миру.
Форрест Гамп
Forrest Gump, 1994
Режиссер — Роберт Земекис
Лучший фильм в карьере режиссера Роберта Земекиса и один из самых ярких образов Тома Хэнкса. В 1994 году «Форрест Гамп» стал самым кассовым фильмом, забрал 6 «Оскаров-1995», среди них три главных, и еще 38 кинонаград по всему миру.
Война и мир
1965
Режиссер — Сергей Бондарчук
В 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» за «Лучший иностранный фильм». Картина делалась очень тяжело, часто приходилось переснимать сцены из-за брака пленки. Но результат превзошел все ожидания. Режиссеры всего мира до сих пор вдохновляются потрясающими батальными сценами Сергея Бондарчука. Так, Питер Джексон рассказывал, что перед съемками сражения в последней части «Хоббита» специально пересматривал «Войну и мир».
Король Лев
The Lion King, 1994
Режиссер — Роджер Аллерс, Роб Минкофф
На момент выхода в 1994 году «Король Лев» стал самым кассовым анимационным фильмов в истории. Его рекорд был побит лишь девять лет спустя мультфильмом «В поисках Немо».
Бойцовский клуб
Fight Club, 1999
Режиссер — Дэвид Финчер
История о моральном крахе общества потребления зацепила зрителей как актуальностью идеи, так и мощной концовкой. Но это случилось далеко не сразу. В прокате фильм с треском провалился, критики, оценивая новаторские фишки режиссера, ругали картину за упоение насилием, а культовым «Бойцовский клуб» стал лишь спустя 10 лет. Сейчас он считается одним из самых резонансных кинособытий конца XX века.
Начало
Inception, 2010
Режиссер — Кристофер Нолан
Пожалуй, лучший на сегодняшний день пример того, как можно сделать головокружительный блокбастер с мощной картинкой, который при этом требует вдумчивого просмотра и, возможно, не один раз.
Андрей Рублев
1966
Режиссер — Андрей Тарковский
Мрачное размышление о природе творчества, о мучительном пути гения стало классикой мирового кинематографа. «Андрей Рублев» — в десятке самых гениальных произведений по результатам опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.
Сталкер
1979
Режиссер — Андрей Тарковский
Кинокритик Антон Долин: «Тарковский для нашего кино — столь же основополагающая фигура, как Пушкин для литературы, а „Сталкер“ — его „Евгений Онегин“. Фильм повлиял на такое количество явлений — от картин Ларса фон Триера, Георгия Данелии и Мамору Осии до компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., — что знать его просто необходимо».
Пианист
The Pianist, 2002
Режиссер — Роман Полански
Лучший фильм Романа Полански, забравший трех «Оскаров» в 2003 году, снят по реальной истории пианиста Владислава Шпильмана, выживавшего в Польше, захваченной нацистами.
Матрица
The Matrix, 1999−2003
Режиссер — Лана Вачовски, Лилли Вачовски
«Матрица» ознаменовала собой начало нового тысячелетия: одним она дала новую философию, пересмотр природы реальности, нового героя, другим потрясающие визуальные эффекты, третьих увлекла сюжетом, и многим — разочарование уже ко второму фильму. И все же за последние восемнадцать лет только ленивый не процитировал в своем кино ту или иную сцену из «Матрицы».
Властелин колец
The Lord of the Rings, 2001−2003
Режиссер — Питер Джексон
Трилогия Питера Джексона — это, пожалуй, один из самых эффектных, поражающих воображение фэнтези, показанных в кинотеатрах. А третий эпизод — «Возвращение короля» — стал первой сугубо развлекательной картиной, получившей «Оскар» как «лучший фильм года».
12 разгневанных мужчин
12 Angry Men, 1957
Режиссер — Сидни Люмет
Эталонный образец камерной драмы, где действие происходит в одном помещении, но страсти разгораются такие, что становится страшно. На крупнейшем международном ресурсе о кино IMDb он занимает 5 место среди лучших фильмов всех времён.
Титаник
Titanic, 1997
Режиссер — Джеймс Кэмерон
Эпичный фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона стал самым кассовым в истории кинематографа, пока не появился «Аватар» того же режиссера. В 1998 году «Титаник» был номинирован на 14 «Оскаров» и взял 11 из них.
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs, 1990
Режиссер — Джонатан Демме
В психологическом триллере «Молчание ягнят» Энтони Хопкинс создал настолько мощный образ маньяка, что шлейф этой роли останется с ним навечно. Вряд ли с актером случится еще что-то столь же грандиозное, как Ганнибал Лектер тридцать лет назад.
Криминальное чтиво
Pulp Fiction, 1994
Режиссер — Квентин Тарантино
Успех этого нахально нестандартного фильма был довольно неожиданным: рваное повествование, странные киллеры с философскими разговорчиками, безумное количество отсылок к другим фильмам, а в результате — культовый статус и цитирование везде и всюду.
Сияние
The Shining, 1980
Режиссер — Стэнли Кубрик
До «Мизери», вышедшей в 1990 году, «Сияние» было самой прибыльной экранизацией романа Стивена Кинга. А вот сам писатель картину не любил, считал, что Стэнли Кубрик взялся снимать фильм ужасов, не имея ни малейшего представления о жанре. Но, судя по популярности фильма, зрители не согласны с Кингом.
Терминатор (первые два фильма)
Terminator, 1984−1991
Режиссер — Джеймс Кэмерон
Кажется, все, к чему прикасается Джеймс Кэмерон, становится эпохальным. Простой, как пять копеек, сюжет о неубиваемом роботе, преследующем беззащитную женщину, превратился в один из главных блокбастеров 80-х. «I'll be back» — одна из самых популярных цитат в кино и не только.
Звездные войны (первая трилогия)
Star Wars, 1977−1983
Режиссер — Джордж Лукас
Многие фильмы можно вынуть из истории кино, и никто этого не заметит. А вот без «Звездных войн» представить себе сегодняшний мир просто невозможно. И дело не в диснеевских продолжениях, а в том, насколько прочно вошли в нашу жизнь герои космической сказки — Люк, Лея, Хан Соло и Дарт Вейдер. Вы могли ни разу в жизни не посмотреть ни одной серии «Звездных войн», но вряд никогда не видели мемов по мотивам этой саги. А если считаете, что не встречали такое, то надо срочно смотреть первые три фильма, откроете для себя много нового.
Плюс первая трилогия — это важный этап в развитии космической фантастики и визуальных эффектов.
Игры разума
A Beautiful Mind, 2001
Режиссер — Рон Ховард
На рубеже тысячелетий вопрос о том, насколько реальная воспринимаемая нами реальность, волновал всех настолько живо, что картины об этом снимались просто пачками. Поэтому неудивительно, что лучшим фильмом 2002 года стала история именно на эту тему.
Назад в будущее
Back to the Future, 1985
Режиссер — Роберт Земекис
Обаятельные герои фильма Док и Марти скачут туда-сюда во времени, разруливая семейные проблемы. Казалось бы, в чем ценность? Это лучшее кино для подростков, наполненное увлекательными загадками о природе времени, четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, чудесно придуманным сюжетом и просто смешное.
В джазе только девушки
Some Like It Hot, 1959
Режиссер — Билли Уайлдер
Одна из самых гениальных кинокомедий в истории кино с Мэрилин Монро в главной роли стала этапной для американского комедийного синематографа. Сейчас может показаться странным, но для своего времени тема с переодеванием мужчин в женщин была настолько рискованной, что ее могли не пустить в прокат за аморальность. Официально ее и не допустили к показу, но фильм вышел и дал новое дыхание голливудскому кино.
Броненосец «Потемкин»
1925
Хотя бы раз в жизни надо посмотреть немой черно-белый фильм, снятый советским режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Это один из самых влиятельных фильмов мирового кинематографа. Упоминания о нем и киноцитаты вы встретите в таких фильмах, как «Крестный отец», «Титаник», «Бонни и Клайд», «Банды Нью-Йорка», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и даже в мультфильме «Красавица и чудовище».
Аватар
Avatar, 2009
Новая эпоха в развитии визуальных эффектов, связанных с 3D, с усовершенствованием технологии захвата движения, компьютерной графики и прочими крутыми штуками. Трудно сказать, выйдет ли второй фильм в 2020 году, как обещано, слишком часто премьера переносилась. Но уверенность 99% - режиссер Джеймс Кэмерон опять сотворит что-нибудь эпохальное.
Расёмон
Расё:мон, 1950
Необычная картина о поисках истины, которая всегда где-то рядом, открыла миру, что на свете существует японское кино, и породила жанр фильмов, показывающих одно событие с разных точек зрения.