
Английская классика «Джейн Эйр» – один из самых популярных романов среди киношников.
Предлагаем выбрать:
Какой фильм наиболее точен в передаче атмосферы английского поместья?
Какой актрисе удалось передать чувства героини?
И, самое главное, кто лучший мистер Рочестер?!

1.«Джейн Эйр», 1943 год.
Киноверсия «Джейн Эйр» военных лет примечательна тем, что роль мистера Рочестера исполняет воистину демоническая киноличность − Орсон Уэллс, режиссер фильма «Гражданин Кейн», который критики до сих пор считают фильмом №1 всех времен и народов. А радиоспектакль «Война миров», поставленный Орсоном Уэллсом, вызвал настоящую панику среди американцев, заставив поверить в реальное вторжение марсиан. Следующими после мистера Рочестера классическими персонажами, изображенными на экране Уэллсом, стали Макбет и Отелло. Оцените масштаб личности!

2. «Джейн Эйр», 1983 год.
Снятая BBC 4-серийная телеверсия романа – одна из самых популярных у поклонников творчества Шарлотты Бронте. Шесть с половиной часов фильма позволяют практически дословно воспроизвести на экране произведение, что вызывает единодушное одобрение зрителей. Но даже не за эту дословность так любим этот фильм. Покорил сердце Джейн Эйр, а заодно и всех кинозрительнец, Эдвард Рочестер в исполнении Тимоти Далтона. Поклонники утверждают, что именно Далтон – идеальное воплощение героя романа. И никого не смущает, что книжный Рочестер не был красив собой, в отличие от прославленного актера. Да и как можно устоять перед мужчиной, которому удавались роли и сногшибательного Джеймса Бонда, и очаровательного Ретта Батлера.

3. «Джейн Эйр», 1996 год.
Фильм 1996 года режиссировал великий итальянец Франко Дзеффирелли – автор канонической киноверсии "Ромео и Джельетты". Имея огромный опыт в воплощении на экране человеческих страстей нечеловеческого масштаба, Дзеффирелли снял, пожалуй, самую эмоциональную версию «Джейн Эйр». Французская актриса Шарлотта Генсбур, которой по происхождению чужда английская сдержанность, изобразила на экране самую любящую и страдающую Джейн за всю киноисторию романа. Образ настолько удался, что актриса может претендовать на звание лучшей Джейн Эйр. А вот мистер Рочестер в этой экранизации разочаровал поклонников романа. А ведь режиссер всего лишь, следую первоисточнику, сделал экранного героя малопривлекательным. А еще эти рыжие волосы...

4. «Джейн Эйр», 2006 год.
Стремясь повторить успех двадцатилетней давности, в начале 2000-х британцы вновь сняли многосерийный фильм «Джейн Эйр». В этой версии киноромана отдельно стоит отметить работу художников картины. Все эти «глухие» платья, красный бархатный галстук Джейн (!), сизые туманы, окутывающие поместье, содержат смысла не меньше, чем знаменитые диалоги героев. А вот эротичные сцены фильма (по современным меркам очень даже невинные) повергли в шок знатоков романа, утверждавших, что «Шарлотта Бронте в гробу перевернулась» после телепремьеры сериала.

5. «Джейн Эйр», 2011 год.
Удивительно, но говоря об этой киноверсии, поклонники жалуются на сбивчивость сюжета и недосказанность, мол, «не все понятно и неожиданный конец». Это после десяти-то экранизаций и вдоль и поперек перечитанного романа непонятно?! К счастью, все эти «недостатки» не отразились на удачной прокатной истории картины и дальнейшей более чем успешной кинокарьеры исполнителей главных ролей. Образ мистера Рочестера в фильме воплотил любимец кинофестивалей Майкл Фассбендер. После съемок в провокационном фильме «Голод», для которого актер похудел на 20 килограммов, работа над «Джейн Эйр» доказала всему киномиру, что Фассбендер – актер-универсал: может сниматься и в блокбастерах, и мелодраму сыграть, и артхаусом любим.