За гранью общественной морали: любовные многоугольники эпохи Серебряного века

Представители творческой элиты Серебряного века пытались доказать примером собственной жизни, что любовь не знает ограничений и правил. В своих экспериментах они часто переступали моральные нормы и шокировали общественность полигамными брачными союзами.

О времена, о нравы! :-)

З. Гиппиус, Д. Философов и Д. Мережковский, 1900-е гг.


Д. Философов, З. Гиппиус и Д. Мережковский, 1911 г.

Вряд ли это можно назвать сексуальной революцией – в основе тройственных союзов лежала не сексуальная распущенность, а духовные поиски и стремление выйти за рамки традиционных межличностных отношений. Так, например, философ и писатель Д. Мережковский и его жена, поэт и литературный критик З. Гиппиус были убеждены в том, что общество будущего будет построено по законам «тройственного устройства мира» Царства Третьего Завета, которое придет на смену христианству. И в этом новом обществе будут другие формы семейных отношений – своеобразные творческие союзы, основанные на близости мировоззрений. Они и сами попытались создать такой.


Слева – Д. С. Мережковский. Портрет работы И. Репина, ок. 1900 г. Справа – Л. Бакст. Портрет З. Гиппиус, 1906


Д. Философов, Д. Мережковский, З. Гиппиус и В. Злобин, 1920 г.

Брак Д. Мережковского и З. Гиппиус не был основан на физической близости – они не казались друг другу сексуально привлекательными. При этом супруги не отказывали себе в отношениях с другими партнерами. Гиппиус увлекалась женщинами и другими мужчинами, нередко гомосексуальной ориентации – ее привлекала их недостижимость. Поэтому их тройственный союз с литературным критиком, редактором журнала «Мир искусства» Д. Философовым им самим не казался странным.

В течение 15 лет совместной жизни они ежегодно повторяли своеобразный обряд венчания: втроем читали молитвы перед образами и менялись нательными крестами. Гиппиус была влюблена в Философова, а он и думать не мог о физической близости: «При страшном устремлении к тебе всем духом, всем существом своим, у меня выросла какая-то ненависть к твоей плоти, коренящаяся в чем-то чисто физиологическом».


В. Маяковский и О. Брик


В. Маяковский и Л. Брик

«Кроме любви твоей мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем», – эти строки В. Маяковский адресовал Лиле Брик. Когда они познакомились, она была замужем за Осипом Бриком, и уходить от него не собиралась. Чувства с первого взгляда и до конца дней настолько поглотили Маяковского, что он смирился с существующим положением вещей. Поэт жил в квартире Бриков, позже Лиля рассказывала А. Вознесенскому, что, занимаясь любовью, они с Осипом закрывали его на кухне, а он «царапался в дверь и плакал». Лиля считала, что страдания ему полезны, так как это хороший стимул для творчества. Она утверждала: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах. Эта любовь не мешала моей любви к Володе».
Реклама


При этом никто из участников тройственного союза не ограничивал себя в интимных связях с другими людьми: Лиле Брик приписывают романы с заместителем Наркомфина А. Краснощековым, режиссером Л. Кулешовым, чекистом Я. Аграновым, Осип Брик в течение 20 лет состоял в гостевом браке с Е. Соколовой-Жемчужной, Маяковский увлекался другими женщинами.


Супруги Брик и *вторая жена* Осипа Е. Соколова-Жемчужная

Для А. Блока его жена Л. Менделеева была Прекрасной Дамой, идеалом Вечной женственности, поэтому отношения с ней могли быть только платоническими. Брак был для него священной мистерией, сакральным союзом. Удовлетворению плотских желаний служили проститутки, кроме того, у Блока случались романы – с актрисой Н. Волоховой, с певицей Л. Дельмас. При этом культ жены он поддерживал и среди своих друзей. Не удивительно, что один из них – поэт Андрей Белый – увлекся ей в не меньшей степени, чем ее муж. Менделеева ответила на его чувства, их отношения продлились два года. Позже у нее случались и другие романы, но их союз с Блоком просуществовал 18 лет, вплоть до самой кончины Блока.


Андрей Белый, Любовь Менделеева и Александр Блок

Когда Ивану Бунину в Стокгольме вручали Нобелевскую премию по литературе, рядом с ним находились две женщины – жена Вера Муромцева и любовница Галина Кузнецова. Их совместную жизнь втроем вряд ли можно назвать поисками новым форм отношений. Бунин привел в их дом девушку, вдвое моложе него, и поставил жену перед фактом: это его ученица, личный секретарь и приемная дочь, они будут жить вместе. Полностью устраивал этот союз только Бунина, женщины терпели друг друга до тех пор, пока Кузнецова не встретила… другую женщину и не ушла к ней.


Галина Кузнецова (стоит), в центре Иван Бунин, Вера Бунина и Леонид Зуров, 1933

Источник

Читайте Также

ещё больше интересных новостей: